Новости
23 марта 2018, 23:34

Уходящая натура – в вечных пейзажах

Он родился на пороге великих исторических перемен. На его молодость пришлись революция, Первая мировая и гражданские войны. А его отнюдь не знатное происхождение не способствовало творческому образованию. Тем не менее, он стал первым на Ставрополье профессиональным художником и пронес любовь к своему делу через всю жизнь. Биография живописца Владимира Григорьевича Кленова стала важным лейтмотивом выставки его работ, что открылась на этой неделе в Государственном музее-заповеднике имени М. Ю. Лермонтова и которая так и называется «Рожденный для красоты».

В экспозиции представлены живописные работы мастера из собрания Ставропольского краевого музея изобразительных искусств. Подавляющее большинство картин Кленова – это пейзажи. А основные мотивы – бескрайние ставропольские степи, старые улочки и дворики краевого центра, Сенгилеевское озеро.

Владимир Григорьевич Кленов (1896-1986) родился в Невинномысске в семье сапожника. В двадцать лет он уехал в Москву, поступил в частное училище профессора Ф. Рерберга. Первая мировая война помешала завершить образование. После военной службы по направлению одной из частей Красной Армии он поступил на третий курс Высших художественных мастерских в Краснодаре. Трудности восстановительного периода вновь прервали учебу. Только в 1924 году В. Г. Кленов продолжил образование, поступив в Ленинградский художественный техникум.

Получив диплом, художник вернулся в Ставрополь, где прожил всю оставшуюся жизнь и реализовал себя как проникновенный пейзажист и организатор художественной жизни города. Многие ставропольские известные впоследствии живописцы начинали свой творческий путь в художественной школе под его руководством. Кленов воспитывал в них преданное, одухотворенное отношение к природе, которое сам сохранил до конца жизни. А сегодня в крае учреждена премия имени В. Г. Кленова, которая вручается современным местным художникам.

— Владимир Кленов по праву считается основоположником ставропольской пейзажной школы, — рассказала заведующая экспозиционным отделом Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова Ольга Алексенко. – Кроме того, он один из тех, кто стоял у истоков создания краевой организации Союза художников. И являясь продолжателем классической школы живописи, был учителем для многих. Сегодня здесь представлены порядка 50 работ разных лет. И я думаю, что выставка будет интересна посетителям любого возраста. Потому что мир природы и красоты понятен всем,  волнует и восхищает каждого.

Тихие, спокойные, мягкие, проникновенные. Так отзывались о пейзажах Кленова пришедшие на открытие выставки пятигорские художники.

—  Прекрасная выставка патриарха ставропольской живописи, — поделился Валерий Рукавков. – Заповедные уголки Ставропольского края, городские дворики, этюды с натуры — разные по состоянию и настроению, но во всех чувствуется теплота и душевность автора. Его любовь к родным пейзажам и творчеству.

След же русской академической школы живописи в работах Кленова, по мнению профессионалов, дает возможность начинающим художникам учиться: работе с натурой и материалом, построению композиции, манере цветопередачи. Неслучайно первыми приглашенными гостями выставки стали студенты пятигорского филиала СКФУ, будущие дизайнеры архитектурной среды.

— Сама рисую и понимаю сложность той или иной техники, — говорит студентка Гульнара Мамедова. – Падающие тени, свет, изображение снега в зимних пейзажах («Зимний вечер», «Дворик зимой» и другие) написаны маслом, что меня особенно впечатлило. Честно говоря, я впервые для себя открыла творчество Кленова, но выставка мне очень понравилась.

Еще один мотив, широко представленный на выставке, — Сингилеевское озеро – то место, которое, судя по количеству и разнообразию изображений, было для художника неиссякаемым источником вдохновения, своеобразной творческой лабораторией. В каталоге живописи больше ста работ, посвященных этой теме. На выставке в Пятигорске показаны несколько, в том числе, самая известная «Лошади на водопое».

Во многих произведениях Кленова запечатлены уже исчезнувшие, отмеченные особой прелестью ушедшей натуры уголки старого Ставрополя. Таковы его пейзажи «Дом на окраине», «В парке», «Торговая площадь». Теперь они представляют еще и историческую ценность.

Автор: Екатерина Куртеева Фото: Михаил Антоненко
comments powered by HyperComments
Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg